04.12.2006 - ШУМАХЕРЫ ИЗ ИЗМАИЛА
ДУМАЮ, даже люди, не увлекающиеся спортивными гонками, знают о "Формуле-1" и знаменитом немецком гонщике Михаэле Шумахере. Его имя уже сделалось нарицательным. Шумахер начинал свою спортивную карьеру с карта.
Но все ли знают, что наша измаильская земля порождает своих Шумахеров? А речь сейчас пойдет о неоднократных Чемпионах России по автоспорту Александре и Андрее Севастьяновых, начинавших свою карьеру в кружке картингистов Измаильской станции юных техников у руководителя А. Тальдрика. О том, как шли гонщики к своему успеху и каким образом пересели из детского карта в настоящий гоночный болид, мы попытались выяснить у них самих.
Понятно, что наше интервью было виртуальным, поскольку приехать в Измаил в связи с большой занятостью (у Андрея Севастьянова вот уже 9 лет не было отпуска) ребята еще долго не смогут.
Андреи Севастьянов: "Автомобиль - не просто железо, а моя частичка"
КАЖДЫЙ ИЗ БРАТЬЕВ Севастьяновых достиг на сегодняшний день больших успехов в автоспорте. На счету у Севастьянова - старшего (Александра) множество побед в гонках всероссийского масштаба, он - Мастер спорта, трехкратный Чемпион России по ралли, победитель в кроссе Кубка России, чемпион Москвы по горным гонкам. А одно из московских СМИ назвало Александра Севастьянова чемпионом по авторалли почти всех времен и народов. Севастьянов-младший (Андрей) ни в чем не отстает от брата: сегодня он - двукратный Чемпион России по ралли, серебряный призер по шоссейно-автокольцевым гонкам.
Разница в возрасте между братьями небольшая - всего год. Росли они вместе, обучались в Измаильской ОШ № 1. Увлечения у них были похожие, и на крыло, а, вернее, на колесо тоже становились практически одновременно, сообща. Но при всем этом много в характере Севастьяновых разного - тетя бы то, что Александру больше по душе авторалли, а Андрею - "кольцо` (то есть, кольцевые гонки). Да и карьеру свою, которая на первый взгляд начиналась одинаково - с роли автомеханика в боксе, затем штурмана, а уж затем пилота - OHV. делали и продолжают делать по-разному. Если Александр предпочитал всё брать штурмом, то Андрей - только посредством работы упорной и кропотливой. Однако своим приходом в автоспорт Александр Севастьянов - старший, как ни парадоксально, обязан именно младшему брату. По крайней мере, так рассказывает сам Андрей; "И в Измаиле, и в Москве я всегда старшему брату рассказывал про то, чем занимаюсь и как это интересно. И в Измаиле, и в Москве я каждый раз приводил его за собой в секцию картинга, потом и е команду. Кстати, там он раньше меня попал в штурманское кресло (старший, а мне до прав еще надо было дорасти)".
Лично я, когда начинала работать над статьей, знала только об одном чемпионе Севастьянове. Поэтому узнать от отца ребят - нашего земляка, инженера Измаильского Центра электросвязи А.Севастьянова, что двое его старших сыновей – известные в России гонщики, было для меня полной неожиданностью.
Как же, собственно, началась карьера Севастьяновых? Как и у большинства профессиональных гонщиков – с занятий картингом и начинались эти занятия в 1986 году в Измаильском кружке СЮТ. Первый учитель ребят А. Тальдрик по прежнему продолжает воспитывать чемпионов. Братьев Севастьяновых он вспоминает, как ребят достаточно уверенных в себе с большим стремлением преуспеть в этом виде спорта. Кстати, есть сведения, что когда ребята занимались картингом, Александр был у младшего брата стартером - толкал машину со старта, чтобы она завелась. Рассказывает Андрей Севастьянов: "У каждого свои увлечении, я заболел моторами, благодаря своему папе, который привел меня давным-давно к Тальдрику в школу (Ред. - кружок) картинга, за это ему очень признателен. Не знаю, чем бы я тогда в школьные годы увлекся, ведь я практически одновременно занимался плаванием, легкой атлетикой и большим теннисом, авиамоделизмом, фотокружком (кстати, в той же СЮТ), увлекался филателией, рыбалкой и еще много чем". Как видим, Измаил смог дать будущим гонщикам много полезного.
Дальше был переезд в Москву . И вновь слово Андрею Севастьянову: "Так как начало моему будущему образованию заложил еще А. Тальдрик, то после приезда в Москву я первым делом пошел искать автомотоклуб или ДОСААФ или еще чего-то в этом духе... лишь бы гайки, бензин, гонки и победы. Из всего, что я смог найти, выбрал клуб, в котором стал заниматься картингом, продолжая развивать полученные ранее навыки подготовки техники и участия в соревнованиях". Рассказывая о карьере братьев, мы и далее будем опираться на интервью с Севастьяновым-младшим. Поскольку связаться с Александром, занятым на очередных соревнованиях (Чемпионат России по ралли уже стартовал), так и не удалось. Но так как братья начинали одинаково, и Саша вслед за Андреем прошел все те же этапы, думаю, что рассказа Андрея Севастьянова будет достаточно, чтобы у читателей сложилось представление о том, как парнишкам из провинции удалось "покорить Москву". Дополнительные же сведения об Александре нам удалось получить от его младшего брата и отца. А также из московских СМИ.
Итак, рассказывает Андрей Севастьянов: “Когда я закончил 8 классов, передо мной стал выбор, куда пойти учиться. (Ред. - 1991 год). Я нашел профтехучилище с серьезной производственной практикой. Поступил, начал заниматься. Но сидеть на месте не смог. И в первый же день нахождения на подшефном предприятии (АО Автокомбинат № 1 - кстати, самое крупное автопредприятие в Европе по количеству автомобилей) увидел на дальней площадке что-то странное, стоящее на прицепе и тщательно закрытое тентом от посторонних глаз. Я залез под этот самый тент для изучения непонятного для меня объекта с каким-то хитрым крылом. Сначала я ожидал нащупать там моторную лодку или еще что-то необычное, но на мое удивление там оказался гоночный автомобиль класса "Формула Восток". И вот я в темноте пытаюсь на ощупь угадать, что же это такое, как вдруг за спиной громыхнул громкий голос, который предложил мне по доброй воле (мягко говоря) вымести. Это потом я узнал, что человек, окликнувший меня - директор гоночной команды Александр Деонисович Стоян - главный спортсмен на комбинате. Конечно же, моя практика на ремзоне закончилась, так и не начавшись. Я для себя четко решил, что масло менять и слоняться без дела по ремзоне это не для меня. По крайней мере, решил, что в команду я попасть просто обязан. Сначала я приходил мусор убирать, мыть ключи в тазиках с бензином, наводить порядок в боксе. В общем, делать самую грязную и неприятную работу. К слову заметить, что за 7 лет, которые я впоследствии провел в этой команде, приходило много учеников, но их запал заканчивался после того, как они понимали, что здесь "халявы не будет". Параллельно со своим вхождением в спортивную команду в 1991 году Севастьянов поступил в Институт физической культуры, где он обучался у главного специалиста по автоспорту в Российской Федерации профессора Эрнеста Цыганкова, который в свое время подготовил лучших спортсменов СССР.
"В команде готовил технику. Но в соревнованиях из-за возраста участвовать не мог, так как не имел документов, без которых на соревнование не допускали. Потам меня начали брать на соревнования, потом я получил "Формулу" - ту самую, что я впервые увидел на прицепе. Моей радости не было предела. Я буквально ночевал на предприятии. Вскоре смог попробовать себя во взрослых соревнования. Это были гонки перед Университетом на Ленинских Горах. Там же получил бронзу”. Интересно, чью во время гонок на Ленинских Горках номер машины Андрея Севастьянова - 83 - принесший ему победу, стал его постоянным номером.
С Александром все было
аналогично, только за руль он сел раньше: так как раньше достиг совершеннолетия
и смог получить документы. В 1993 году Александр, также как и Андрей, работал
на указанном автокомбинате в качестве механика, мечтая стать членом экипажа, то
есть штурманом. Его первая гонка под Питером была не совсем удачной. Но в мае
1994 года на ралли "Мытищи" в составе того же экипажа - он и директор
гоночной команды `Автокомбината" А. Стоян -
Александр пришел к своему первому победному финишу. В этом же году Андрей
Севастьянов-младший на авто "Формула-1300" впервые сам (в качестве
пилота) поехал на кольцевые гонки в Витебск. "Взял карту, как ехать в
Белоруссию, и выдвинулся с прицепом за ворота предприятия с механиком, таким же
балбесом как я. Решили поехать в Витебск на служебной
машине с минимумом запчастей, в 18 лет. Это же какая дерзость во мне сидела в
это время!" В результате своей авантюры Андрей стал серебряным призером
этих гонок. Затем было участие в автосоревнованиях в
Дмитрове, и вновь на Ленинских Горках.
В 1994 году штурмана Севастьянова - старшего в экипаже Стоян
- Севастьянов Заменяет младший. Александр же
становится штурманом у пилота Антона Захарова. В паре с Александром Стояном Андрей четыре раза подряд занимает в гонках первые
места. Экипаж Стоян - Севастьянов участвует в
авторалли в классе "Волга" и за 2 года (1995-1996) оба
раза становится Чемпионом. Таким был дебют Андрея в ралли в 18 лет.
У Александра Севастьянова победы также следуют одна за другой - и в ралли, и в кольцевых гонках. В кольцевой гонке "Кубок Ротманс- АСПАС" он впервые поехал за рулем. В 2003 году Александр выиграл Кубок России по ралли, а в 2004 году его получил ученик Александра Севастьянова, которого он готовил и сопровождал в спорте. Кроме спортивной деятельности, Александр Севастьянов занимался менеджерской - был менеджером у своего младшего брата. Вот как об этом вспоминает Андрей Севастьянов. "Зарплаты за участие в соревнованиях я ни разу не получал, а того, что мы зарабатывали ремонтом частных автомобилей, всегда не хватало. Вот и приходилось "выкруживать" возможности из всего, что можно. А в этом деле старший брат оказался большой специалист. Без опыта, без специального образования он находил "ключики" к бизнесменам тоге, времени и убеждал что им просто необходимо участвовать в гонках и непременно вместе с нашей командой. Благодаря ему у меня и получились первые самостоятельные выступления.
В 1997 году у Андрея Севастьянова появилась мысль создать собственную команду, которая "будет интересна не только ему, но и окружающим". Но здесь возникли большие проблемы с деньгами. «Пришлось отказаться от мысли, что я кому-то нужен, и создать собственное движение», - вспоминает Андрей. И у него получилось.
Сегодня Андрей Севастьянов
является директором спортивно-технического клуба "Билкон",
занимающегося обучением молодых гонщиков и сбором тюнинговых
машин, специально для гонок. Кроме того, последние 3 года он
участвует в кольцевых гонках на автомобилях класса "Кубок Лада" (ВАЗ
2112-37), в 2004 году стал серебряным призером в командном и бронзовым призером
в личном зачетах. Из этого следует, что у него в 2004 году была лучшая
команда Москвы в данном зачете участников. `Я автоспортом занимаюсь для того,
чтобы стать совершеннее в управлении автомобилем, передать свои знания другим,
помочь разобраться в этом направлении. А на гонках, даже в момент борьбы
стараюсь сохранить автомобиль: это же не просто железо, а моя частичка. Мы, а
них годы работы вкладываем, коллектив часть жизни отдает для подготовки
спортивной техники. Для каждого из нас это не просто машина Севастьянова, а
гоночный болид, в победе или поражении которого есть и его вклад. Вот эта
ответственность и заставляет на гонках быть с холодным умом и точным расчетом.
Иногда мы ошибаемся, мы же простые смертные, а в борьбе, где ставки высоки и
результат крайне важен, пилот может пойти и на крайние меры, если это поможет
повлиять на исход борьбы". Бывает такое, что братья Севастьяновы принимают
участие в гонках в одном экипаже, как, например, было во время гонок `Осенний
марафон`. На это большая редкость, из-за огромной занятости обоих. Андрей
Севастьянов так говорит об этом: "У каждого из нас свой график
соревнований, свои регионы. Так что даже видимся не очень часто. Но это
особенности нашей работы. Наши семьи нам очень помогают. Жены не стонут, что
часто в разъездах. Помогают, как умеют, болеют за нас, когда мы к чему-то
стремимся, участвуем в гонках. Тем более, что у
каждого из нас уже подрастают молодые таланты: у меня - сын, у Александра -
дочка. Наша карьера - заслуга всех: наших родителей, семей, коллектива, который
согласился работать в тяжелом режиме, тренеров и преподавателей, которые
поверили в нас, товарищей и партнеров. Всех, благодаря кому мы можем работать и
развиваться. Я искренне им признателен".
8 семье Андрея Севастьянова готовится достойная смена: детский карт для его
пятилетнего сына уже стоит в команде, только сам малыш пока не проявил
инициативы. Кроме того, в Измаиле подрастает самый младший из братьев
Севастьяновых - Леша который тоже готовится посещать кружок А. Тальдрика. Но еще все впереди!
"Курьер недели" 1 февраля
Автор: Татьяна Дьяченко
источник: b-tuning
Back (назад)
Home (главная)